Тема продвижения сайтов настолько популярна, что не высказывался по ней, пожалуй, только ленивый. Это неудивительно: данный вопрос актуален как для разработчиков, так и для владельцев веб-ресурсов, притом последними он еще и слабо изучен. И, поскольку клиенты с течением времени становятся все более недоверчивыми (жизнь заставляет!), самое время разложить все «по полочкам» относительно рынка SEO-услуг и существующих в нем взаимоотношений.
Состояние рынка SEO на сегодняшний день
Клиенты везде одинаковы – хотят платить поменьше, а результатов получать побольше, причем высокого качества. В сфере SEO-услуг это желание выражается так: при небольших расходах на продвижение гарантированно видеть свой сайт на первых местах. У здравомыслящего человека подобное желание ассоциируется с нехитрым устройством, в которое кладут бесплатный сыр. В условиях рыночной экономики результат всегда соответствует вложенным затратам. Поэтому «быстро, качественно и недорого» – симбиоз из области фантастики.
Но, если «так не бывает», почему же на SEO рынке можно встретить великое множество подобных рекламных текстов, в которых, для убедительности, в конце дописано «гарантия – 100 %»? Ведь, согласно еще одному закону рынка, спрос рождает предложение. Стало быть, если объявлений «…недорого и с гарантией» много, значит, они востребованы? Да, востребованы, и притом, довольно часто. Клиенты, желая сэкономить на расходах, выбирают услуги низкой стоимости, не задумываясь при этом, какое качество можно получить за небольшие деньги. И если посетитель, обсуждая условия сделки, говорит, что в другом месте ему предлагали дешевле, то падение рынка неизбежно, это вопрос только времени.
С другой стороны, многие SEO-фирмы озабочены только тем, чтобы получить предоплату, желательно до конца месяца и как можно большую. А далее по принципу «будем работать, что-то получится». Недобросовестные исполнители заманивают желающих сэкономить. Результат для клиента плачевный – потеря времени, денег, возможной выгоды и, наконец, доверия «ко всем этим мошенникам».
А кого винить? Стоило ли быть таким доверчивым? Если фирма берет от 5 000 до 10 000 руб., что она сделает за эти деньги? Ничего особенного, если вспомнить о расходах на аренду помещения, зарплату персонала и так далее. О какой-то серьезной работе можно говорить при бюджете 20 000 руб. в месяц и выше. И это если речь идет о компаниях. Тех же, кто связывается с частными оптимизаторами, просто по-человечески жаль. Там качество работы и уровень ответственности стремятся к нулю – это поход в мышеловку, в которой сыром даже не пахнет.
Да, надо быть экономным. Но есть вещи, на которых экономить нельзя. Разница в оплате между работой качественной и, мягко говоря, не очень, составляет порядка десяти тысяч рублей. Разве стоят этих денег потраченные нервы, убитое время и простаивающий все эти недели бизнес?
К вопросу о гарантиях
Поверит ли кто-нибудь хирургу, который перед сложной операцией гарантирует больному успешный исход? Вряд ли. В случае с оптимизацией – то же самое. Потому что в этом виде услуг задействована третья сторона.
По SEO-фирмам это – поисковые системы. Их алгоритмы совершенствуются, требования к сайтам меняются. Если что-то хорошо работает сегодня, то никто не знает, насколько оно будет эффективно завтра.
Главный принцип продвижения сайтов заключается в необходимости постоянной работы над веб-ресурсом. Невозможно один раз все сделать и быть уверенным в долгосрочном результате. Стопроцентную гарантию способна дать только контекстная реклама. А лидерство в «настоящей» выдаче обеспечивается кропотливым трудом, серьезными затратами времени и, конечно, сотрудничеством с профессионалами.
Почему возникают проблемы с сайтами?
По отзывам менеджеров солидных фирм, половина приходящих к ним клиентов уже когда-то имели дело с недобросовестными исполнителями, и остались недовольны их работой. Почему? Разберемся по порядку, не забывая о том, что подобные «обиженные» клиенты старались сэкономить на каждом этапе продвижения.
Для начала требуется создать сайт. Здесь долго искать не нужно, сверхдешевые предложения сразу бросаются в глаза:
Заказывая сайт за 4990 руб. (со скидкой 1500 руб. – еще одна завлекалочка!), можно получить в качестве готового продукта псевдо-сайт, для названия которого в среде SEO-специалистов придумано неприличное слово (сокращенно – ГС). Почему? Потому, что на создание такого … требуется минимальное количество затрат труда и времени (не зря же некоторые объявления обещают «сайт за 1 день»). Просто берется шаблон с примитивной системой управления и в него вносятся незначительные изменения – готово! Кто следующий?
Но для того, чтобы сайт был эффективным и прибыльным, в него надо вложить душу. Он обязан иметь не только хорошую систему управления, но еще и уникальный контент, хороший хостинг, интуитивно понятный и логичный интерфейс, безошибочное кодирование, качественную верстку, линки и т.д. Те, кто интересуется более подробно, могут почитать требования Яндекса к качественному сайту.
И вот, имея на руках готовое, но почему-то не эффективное «произведение» по цене 4990 руб., клиент приходит в SEO-фирму, чтобы вывести свою собственность в лидеры поисковой выдачи. Далее происходит следующее: компании нужна предоплата, побольше и побыстрее, а с проблемами сайта потом разберемся. Продвигать такие веб-ресурсы очень трудно, но SEO-фирме, в конечном итоге, удается что-то оптимизировать. Бывает, что ей везет, и некоторые запросы даже выходят в ТОП.
Если делать, как положено, то нужно заменить систему управления, а, скорее всего, полностью переделать сайт. Но попробуйте убедить в этом клиента, который изначально решил сэкономить, не тратить на создание собственности в интернете лишние деньги и время! Клиент поймет это сам, но не сразу, а только после того, как обратится в 3 – 4 компании. И если бы проблемы были только в системе управления! Намного сложнее сменить дизайн, обеспечить удобство работы с сайтом, то есть повысить поведенческие факторы. В этой статье подробно описано, как работают такие факторы, здесь же достаточно сказать лишь то, что Яндекс хорошо определяет сайты, интересные для людей, и высоко их ранжирует.
Веб-ресурс будет выведен в лидеры только в том случае, если он качественный. Экономия на создании сайта ставит на пути его дальнейшей оптимизации почти непреодолимые препятствия. Очень хорошо, кстати, если сайт, хотя бы на платной основе, принимают в Яндекс.Каталог, так как многим клиентским веб-ресурсам в этом отказывают.
Таким образом, главная задача владельца сайта – сделать правильный выбор SEO-компании.
Продвижение: виды ссылок
Компания, занимающаяся продвижением сайтов, может брать деньги за позиции или по трафику, в обоих случаях по предоплате или по результату. Казалось бы, все просто, однако «сатана прячется в деталях».
Заказ на продвижение коммерческого сайта оформляется для того, чтобы сделать его прибыльным. Это значит, что раскрученный сайт должен обеспечивать заказы или звонки. Но владелец сайта далеко не всегда знает тонкости «SEO-кухни», чем пользуются недобросовестные фирмы.
Одной из наиболее важных частей работы по продвижению является наращивание ссылочной массы. Сделать это можно различными способами. Говоря профессиональным языком, различают ссылочную массу «арендуемую», «вечную» и «естественную».
Арендуемые ссылки хороши тем, что их можно купить быстро и много. Но качество как ссылок, так и площадок, далеко от идеального. Да и Яндекс научился различать подобные «приобретения», поэтому вес их постоянно снижается.
Вечные ссылки из статей покупаются условно навсегда, и эффект от них намного больше. Но для его достижения потребуется намного больше времени. Причина проста. На то, чтобы арендовать тысячу ссылок, уйдет около 20 минут. Намного больше времени и сил потребуется, чтобы подготовить полсотни пресс релизов, организовать публикацию авторских статей в популярных блогах и порталах соответствующей тематики. Кроме того, вечные ссылки начинают работать по прошествии определенного времени. Ссылка будет передавать тем больший вес, чем она старше.
Что может произойти в случае, если клиент заключил договор с SEO-фирмой, а потом, по каким-то причинам, через несколько месяцев его аннулировал? Проиндексированные вечные ссылки еще не начали в полной мере окупать затраты, но компания их снимает, так как сотрудничество прекращено. В результате Яндекс замечает, по выражению специалистов, «моргание ссылочной массы», и делает вывод о том, что с данным веб-ресурсом не все в порядке, а это уже для сайта очень плохо.
Только естественные ссылки к подобной ситуации не приводят.
Схемы работы SEO-компаний…
Не будет преувеличением сказать, что на создание вечных и естественных ссылок уходит в десятки раз больше труда и времени, чем на арендованные. Поэтому, если клиент заключает договор с оплатой по результату, пожелает ли фирма тратить собственные (немалые!) деньги на чей-то бизнес, или пойдет по самому простому пути? Будет ли готовить интересные статьи, размещать качественные пресс-релизы и так далее? Ответ лежит на поверхности – большинство компаний себя не утруждают. Они арендуют ссылочную массу на биржах, или используют сеопульт, который покупает их автоматически. Такая методика срабатывает, но только для низкочастотных запросов.
…И две проблемы для клиентов
Первую можно назвать «хождение по кругу». Клиент находит объявление типа «быстро и недорого», платит «от 4990 руб.» и получает на руки… сокращенно ГС. Затем идет в SEO-фирму, которая с таким сайтом мало что может сделать. В четырех случаях из пяти клиент недоволен (в пятом все-таки удается выскочить в ТОП по НЧ запросам), идет в следующую компанию и так до полного разочарования. После чего он желает платить только по результату. И получает арендованную ссылочную массу, со всеми ее минусами. Это – правда жизни, а точнее, реалии рынка.
Выход один – сделать качественный сайт, представляющий для пользователя немалый интерес. И в развитии этого сайта владелец должен принимать непосредственное участие.
Вторая проблема вытекает из первой – клиенты не желают что-то делать самостоятельно. На первый взгляд, логично: «я заплатил, работайте, мне нужен результат». А потом на форумах со всех сторон владельцы сайта высказываются о том, как одна или другая недобросовестная компания взяла деньги и ничего не сделала. По этому поводу можно сказать только одно – без постоянного участия клиента в развитии его сайта больших успехов ждать не приходится.
Что же делать клиентам, учитывая вышеизложенное?
- Не экономить на создании сайта. Качественный сайт-каталог обойдется в 30 000 руб. и выше.
- Подбирая SEO-фирму, просмотреть портфолио, почитать отзывы. Не нужно искать, где подешевле. Продвижение сайта стоит минимум 25 000 руб. Если цена заметно ниже – подумайте, стоит ли рисковать и тратить время?
- Перед заключением договора, попробуйте заказать seo-аудит для вашего сайта, чтобы понять, насколько компетентны выбранные вами специалисты.
- Держаться подальше от частных оптимизаторов, так как найти толкового специалиста будет ещё сложнее, чем компанию.
- Не обращать внимания на предложения типа «всего за 9 990 руб.» или «мы вернём ДЕНЬГИ!».
- Постоянно контролировать работу компании над сайтом, особенно в плане отслеживания статистики.
- Обязательно принимать участие в развитии собственного сайта: писать статьи, участвовать в форумах и социальных сетях.