Когда пользователь вводит запрос в поисковую систему, он желает получить в ответ не сухие результаты машинной работы, а выборку, предназначенную для человека. Поэтому основным направлением развития поисковиков является максимальное приближение их деятельности к человеческому поведению, для чего в алгоритм работы системы встраивается соответствующая формула.
В Яндексе для достижения этой цели используется двухступенчатая модель. На первой стадии специалисты-асессоры, используя разработанные параметры и руководствуясь личным впечатлением, проводят оценку страниц «вручную». На втором этапе они обучают выполнять ту же работу Матрикснет. При этом используются технологии поведенческих факторов, а также результаты, полученные при анализе действий конкретных пользователей.
Матрикснет и машинное обучение — это тема для отдельного разговора. Мы же постараемся разобраться в механизмах действий Яндекса, в том, как эта программа отслеживает поведение посетителей и каким образом его интерпретирует. При этом следует отметить, что при ранжировании сайтов оценка асессоров является приоритетной, а показатели поведенческих факторов, которые определяет поисковая система, играют вторичную роль. Так, например, если ресурс имеет высокий индекс посещаемости, но получает низкую оценку асессоров (возможно, из-за того, что содержание сайта не слишком соответствует смыслу запросов), то пробиться на первые позиции в выдаче такая веб-страница не сможет.
Процесс получения информации
Каким образом Яндекс может получить данные о поведении посетителей? Для этого у системы есть как минимум три источника (о других возможных способах специалисты компании стараются не распространяться):
1. Данные с поисковой выдачи предоставляют информацию о кликабельности сниппета. Если пользователи чаще выбирают четвертый или шестой сайт вместо тех, которые система выдает на первых местах, то по релевантности такие сайты на SERT должны быть выше.
Еще один способ — отслеживание Яндексом частоты использования кнопки «Назад», то есть возвратов. Пользователь кликает по одному из сайтов-лидеров, однако содержание его не удовлетворяет. Тогда он возвращается на страницу выдачи и выбирает ресурс, расположенный на несколько позиций ниже. Вполне естественно, что второй контент лучше соответствует запросу, и эту веб-страницу нужно ставить на более высокие места.
2. Популярный счетчик Яндекс.Метрика имеет удобный интерфейс и предоставляет возможность пользоваться развернутыми статистическими данными. Учитывая, что этот инструмент интенсивно продвигается, в первую очередь, самим Яндексом, нетрудно догадаться, что для ранжирования сайтов используются данные Метрики.
3. Надстройка для браузера Яндекс.Бар также вносит свою лепту в информационный поток, отправляя данные по тем же показателям, что и Метрика. Со временем Бар, активно подвигаемый Яндексом, стал более функциональным. Ранние его версии обеспечивали быстрый доступ к сервисам поисковика, выводя на экран полезную информацию о дорожных пробках, курсах валют, погоде и тому подобном. Сейчас же дополнительно появилась возможность определения по IP или Wi-Fi точного местонахождения пользователя. В результате Яндекс.Бар в состоянии выдать текущие результаты запросов по географическому положению клиентов.
Каждый из перечисленных инструментов поставляет в центр сбора информации большой объем статистических данных о поведении пользователей, что дает возможность Яндексу присваивать сайтам и даже отдельным страницам определенные коэффициенты, которые впоследствии применяются при ранжировании веб-ресурсов.
Если на сайте имеется группа страниц, и каждая из них оптимизирована по дополнительному перечню запросов, ориентированному на статистику слов, притом сделано достаточно много ссылок для перехода с одной страницы на другую, то поведенческий статус такого сайта значительно повышается. С точки зрения Яндекса, на этом веб-ресурсе пользователи задерживаются надолго, просматривают много страниц, то есть обеспечиваются высокие показатели параметров поведения посетителей. Для подобного усовершенствования дополнительные запросы нужно брать из Статистики слов (колонка «Что еще искали люди»). Результаты в ней подобраны по регулярности использования слов при изменении формулировки запроса, а не по частоте запросов или их количеству.
Поведенческие факторы
1. Показатель отказов. Отказом считается действие, при котором посетитель, заглянув на первую страницу, уходит с сайта (не имеет значения, возвращается к выдаче или совсем закрывает браузер). Это один из основных факторов. Он считается отрицательным и говорит либо о плохом качестве сайта, либо о том, что ресурс не соответствует запросу.
Однако такое утверждение не всегда справедливо, так как по многим тематическим направлениям пользователь может узнать все, что ему нужно, уже на первой странице. Для примера можно привести сайты такси, в которых на главной указаны основные данные: способы связи и стоимость проезда. Интерфейс может быть при этом очень качественным и приносить немалую прибыль своим владельцам. А потенциальный пассажир, заглянув на главную страницу, закрывает сайт, после чего связывается с диспетчером по телефону.
Подобные нюансы учтены в основной формуле, которая не меняет позицию веб-ресурса, основываясь на показаниях только по одному параметру. Система защиты настроена таким образом, что поисковик реагирует на так называемый «моном», а не на сумму факторов с различной степенью важности.
2. Продолжительность (по времени) просмотра сайта — еще один существенный показатель, который характеризует не столько соответствие запросу, сколько качество разработки и наполнения веб-ресурса. Попав на интересный сайт, посетитель не сразу уйдет с него даже в том случае, если это не совсем то, что он искал.
3. Глубина просмотра ресурса — также очень важный критерий, который определяется количеством открытых страниц. Чем больше их будет просмотрено пользователем, тем лучше сайт сумел заинтересовать посетителя.
4. Первый и последний клики (в выдаче). Поисковая система настроена таким образом, что учитывает первый открытый сайт, и последний. Считается, что эти два ресурса имеют более высокую релевантность, чем у прочих веб-страниц, на которых кликал посетитель. Значимость указанного фактора для ранжирования сайтов возрастает, если пользователь открывает несколько позиций выборки одновременно.
Помимо вышеизложенных, есть и другие факторы, менее важные. Учитывается многое, даже то, сколько ссылок на сайт присутствует в письмах (не спамовых!) на Яндекс.Почте. Но, занимаясь продвижением, следует в первую очередь принимать во внимание главные критерии поведения посетителей, которые оказывают наибольшее влияние на ранжирование ресурса.
Стратегия продвижения сайта
Нередко бывает так, что после выхода сайта в свет его статистика не слишком радует. В этом случае желательно убрать Яндекс.Метрику, чтобы не сообщать открытым текстом поисковику о том, что дела у веб-ресурса пока не блестящие. Нужную информацию можно получить и от Liveinternet, а после того, как показатели заметно улучшатся (например, по отказам цифра будет ниже 40 %), вернуться к Яндекс.Метрике.
Если система поиска выбрала сниппет не в самом удачном месте, то нужно создать новый, более информативный, чтобы заинтересовать целевых пользователей. После чего и Яндекс будет вынужден заменить текст рядом со словами запроса на более качественный и эффективный, что повысит посещаемость ресурса.
Создание кластера дополняющих страниц
В случае продвижения какого-либо запроса, желательно изменить его стартовую страницу таким образом, чтобы добиться максимального соответствия ожиданиям пользователей.
Непременные условия, которые необходимо соблюдать, чтобы клиенты подольше задерживались на страницах сайта, — это разработка хорошо продуманного нестандартного дизайна и наполнение интересным содержанием.
В настоящее время все поисковики работают по принципу организации выдачи, которая рассчитана на людей. Сбору информации и анализу поведенческих факторов уделяется первостепенное внимание. При этом системы, и Яндекс в том числе, постоянно увеличивают количество параметров поступающей информации и совершенствуют аналитические инструменты.
Таким образом, сайт будет постоянно популярным и получит высокую оценку от поисковой системы при соблюдении двух условий:
- постоянное развитие сайта и забота о его качестве;
- наличие интересного и полезного содержания.